Наши акции
    Акции и скидки ПАТЕРО КЛИНИК
    Счастливое Воскресенье!
    20% скидка на все услуги ПАТЕРО КЛИНИК в воскресенье!

Рак поджелудочной железы

Рак поджелудочной железы — самая распространённая злокачественная опухоль поджелудочной железы, склонная к чрезвычайно агрессивному течению, раннему распространённому метастазированию, отличается крайне неблагоприятным прогнозом. В реестре летальности онкологических больных в США рак поджелудочной железы находится на четвертом месте. Ежегодно отмечается более 24 000 летальных случаев. В Европе наибольшую заболеваемость отмечают в Дании, Ирландии, Великобритании, наименьшую — в Испании, Португалии, Греции. Наиболее распространён в экономически развитых странах и реже встречается в Африканских странах, Индии, Вьетнаме, Южной Америке. Заболевание возникает в среднем в 55 лет, у мужчин в 1,5-2 раза чаще, чем у женщин. Во всём мире ежегодно регистрируют более 200 000 случаев заболевания раком поджелудочной железы.

Самая частая злокачественная опухоль - протоковая аденокарцинома, частота составляет 75-90% от общего количества. Средний размер опухоли на момент диагностики — 5 см. Медиана выживаемости — 16 недель. Выживаемость 1 год - 17% больных, 5 лет — 1%. В 60% случаев опухоль локализована в головке железы. Гигантоклеточные аденокарциномы диагностируют в 6% случаев. При первичной диагностике имеют крупные размеры, достигающие 11 см в диаметре. Медиана выживаемости составляет 8 недель, практически ни один из больных не живет более года. Половина этих опухолей локализована в головке железы. Железисто - плоскоклеточный рак – частота составляет 3 - 4%. Медиана выживаемости достигает 24 недель. Выживаемость до года составляет 5%. Муцинозную аденокарциному выявляют в 1-3%. Медиана продолжительности жизни 44 недели. 33% больных живут более 1 года.

В России используют классификацию опухолей по системе TNM, которая оценивает распространенность опухолевого процесса по трем критериям: Т – размеры первичной опухоли, N – наличие метастазов в региональных лимфатических узлах, М – отдаленные метастазы. Сочетание этих показателей позволяет классифицировать и судить о распространенности и стадии заболевания.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

При многих заболеваниях, для которых характерно хроническое воспаление, в том числе и при хроническом панкреатите, существует определенный риск развития злокачественных новообразований. Наиболее вероятная причина этого - клеточная пролиферация или повреждение генома на фоне воспаления. Точные патофизиологические механизмы опухолевой трансформации до сих пор не известны. У 4-8% пациентов с хроническим панкреатитом в течение 20 лет от начала заболевания развивается рак, что в 15 раз превышает частоту развития рака среди прочих групп. Однозначно доказано влияние причины возникновения панкреатита на риск развития рака. Например, тропический панкреатит, патогенез которого до сих пор не определен, ассоциируется с развитием рака в 100 раз чаще относительно случаев возникновения рака без фонового панкреатита.

Возможно влияние различных факторов внешней среды, в частности курения. Доказана взаимосвязь курения и развития хронического панкреатита, который в свою очередь может трансформироваться в рак. Риск развития у выкуривающих одну пачку сигарет в день в 4 раза выше, чем у некурящих, а при курении более 40 сигарет в день риск развития рака повышается в 10 раз.

Отдельное значение придают потреблению животных жиров и белков. В странах с высоким потреблением мяса и животного жира (Новая Зеландия, Дания, США, Канада) отмечают высокую смертность от рака ПЖ. В то же время в Японии, Италии и Израиле, где потребление этих продуктов значительно ниже, меньше и показатели смертности. В Японии отмечено повышение риска возникновения рака в 2,5 раза у людей, употребляющих мясную пищу, по сравнению с теми, кто питается морепродуктами. Там, где в пищу употребляется большое количество рыбы, значительно реже возникает рак. Значение алкоголя в возникновении рака не доказано и, скорее всего, опосредованно: сначала острый, затем хронический панкреатит, а далее переход в рак.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В большинстве случаев симптомы заболевания возникают поздно. К моменту установления диагноза только у 10-20% больных опухоль находится в пределах ткани железы, у 15% отмечается метастазирование в региональные лимфоузлы, а в 60% выявляют метастазы в печень, брюшину, легкие, плевру. Рак поджелудочной железы маскируется под сахарный диабет, болезни жёлчного пузыря, язвенную болезнь желудка. Более чем у половины больных опухоль расположена в головке поджелудочной железы, что рано приводит к развитию осложнений (механическая желтуха, сдавление 12 перстной кишки, портальная гипертензия). Чаще всего именно степень распространенности опухоли определяет клиническую картину заболевания.

Ранние симптомы - метеоризм (30%), общее недомогание, слабость (20-25%), запор (10-15%). Частые жалобы - диспептические расстройства (тошнота, рвота, плохой аппетит), анорексия, раннее насыщение, астения. Поздние жалобы - интенсивные боли в животе, иррадиирующие в спину. Появление астенических жалоб и похудания на фоне хронического панкреатита с экзокринной недостаточностью требует дополнительного обследования т.к. «необъяснимую» потерю массы тела, даже при сохранении аппетита, наблюдают у 90% больных с локализацией рака в головке и в 100% при поражении тела или хвоста. Основная причина потери веса - интоксикация и нарастающая экзокринная недостаточность. Лихорадка появляется у некоторых больных на фоне механической желтухи. Желтуху при первом обращении отмечают у 30 - 65%. Эндокринные нарушения чаще отмечаются при раке тела и хвоста железы и проявляются быстро прогрессирующим сахарным диабетом (15% больных отмечают выраженную жажду).

ДИАГНОСТИКА

Лабораторная диагностика – общий и биохимический анализы крови, исследование активности ферментов поджелудочной железы в крови и в моче, диагностика экзо и эндокринной недостаточности, определение онкомаркеров. Инструментальные исследования: УЗИ, КТ, МРТ диагностика с контрастированием, эндоскопическая диагностика, различные методики биопсии поджелудочной железы, лапароскопия. Цель диагностических методов - обнаружение первичного очага, определение потенциальной резектабельности опухоли и осуществление биопсии с целью морфологической верификации.