Наши акции
    Акции и скидки ПАТЕРО КЛИНИК
    Счастливое Воскресенье!
    20% скидка на все услуги ПАТЕРО КЛИНИК в воскресенье!

Язвенная болезнь

Язвенная болезнь - хроническое рецидивирующее заболевание, склонное к прогрессированию и вовлечению в процесс других органов системы пищеварения, а также к развитию угрожающих жизни осложнений. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном возрасте и относится к самым распространенным заболеваниям пищеварительной системы (не менее 8% взрослого населения России страдает язвенной болезнью). Дуоденальную локализацию язвы диагностируют чаще, чем желудочную (в соотношении 4:1). Язва 12-перстной кишки чаще встречается у мужчин, тогда как при язве желудка соотношение мужчин и женщин примерно одинаково.

Причины заболевания

Открытие Helicobacter pylori (HP) и установление роли этого микроорганизма в этиологии хронического активного гастрита и дуоденита подтвердило значение воспаления в язвообразовании. Значение НСl (соляной кислоты) также сохраняет свою значимость, однако, теперь известное выражение: «Нет НС1 - нет язвы» — следует читать как: «Нет HP и НСl — нет язвы». HP у человека персистирует (существует) многие годы, а нередко и всю жизнь.

Степень обсемененности бактериями слизистой пропорциональна активности воспаления, выраженности метаплазии эпителия и атрофии желез. Частота обнаружения HP при язвенной болезни желудка достигает 100%. Атрофия и кишечная метаплазия в слизистой возникают не только в результате воздействия HP, повреждающее влияние могут оказать желчь, нестероидные противовоспалительные препараты, высокое содержание в пище поваренной соли, курение, наследственность и т.д.

Таким образом, язвенная болезнь желудка с полным основанием в большинстве случаев может рассматриваться как последствие хронического активного гастрита, ассоциированного с HP, при котором имеется снижение резистентности (устойчивости) слизистой за счет атрофии, метаплазии и повреждения ее агрессивными факторами.

HP у больных с дуоденальными язвами выявляется в 90— 100% случаев. Развитию язвенной болезни 12-перстной кишки предшествует желудочная метаплазия, колонизация этих участков слизистой HP с последующим формированием активного дуоденита, образованием эрозий и изъязвлений, приобретающих на фоне воспаления рецидивирующий характер.

Язвенная болезнь желудка чаще встречается у людей в возрасте старше 40 лет, а 12-перстной кишки - до 40 лет. Доброкачественные язвы возникают на малой кривизне желудка и в луковице 12-перстной кишки, а злокачественные — на большой кривизне и в антральном отделе желудка, локализация в 12-перстной кишке практически не встречается.

Основным проявлением язвенной болезни в фазе обострения является язвенный дефект слизистой оболочки и связанный с ним активный гастрит или гастродуоденит, в фазе ремиссии — постязвенные рубцовые изменения слизистой и неактивный хронический воспалительный процесс.

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Самая частая локализация язв желудка — малая кривизна и выходной отдел желудка, реже — задняя стенка и кардиальный (верхний) отделы. Язвы 12-перстной кишки обычно локализуются в луковице. Хронические язвы в большинстве случаев бывают одиночными. В 6% случаев язвы локализуются и в желудке и в 12-перстной кишке.

Одно из основных проявлений в фазе обострения — боль. Для желудочных язв характерна боль, возникающая сразу после еды, для 12-перстной кишки – голодные, ночные боли. Однако часто боль не имеет четкого ритма и не является специфическим симптомом. Интенсивность, локализация, иррадиация и ритм боли зависят от глубины язвенного дефекта, распространенности и выраженности гастрита и дуоденита.

Отмечается также изжога, «кислые» отрыжки. Тошнота, отрыжки «тухлым» и рвота свидетельствуют о нарушении эвакуации содержимого желудка вследствие длительного спазма и выраженного отека выходного отдела желудка или луковицы 12-перстной кишки, а сохранение их в фазу ре¬миссии — о рубцовом стенозе. Рвота, возникающая на высоте боли, в отличие от рвоты при холецистите и панкреатите приносит облегчение больному. Она возникает без предшествующей тошноты. Общее состояние больных в фазе обострения заболевания ухудшается, появляются повышенная утомляемость, слабость, потливость, потеря трудоспособности. Изредка больные худеют, но в процессе лечения масса тела довольно быстро восстанавливается.

Течение язвенной болезни.  Язвенная болезнь — хроническое циклическое заболевание, при котором ремиссии сменяются обострениями. Рецидиву язвы обычно предшествует обострение хронического гастрита или гастродуоденита, ассоциированного с HP. Язвенный дефект возникает на высоте воспалительного процесса и поэтому может рассматриваться как крайнее проявление его активности.

Резистентные язвы Резистентными считаются язвы, которые не зарубцевались после 8-недельной при дуоденальной локализации и после 12-недельной терапии при желудочной локализации. При использовании современных препаратов резистентные язвы встречаются редко. При их наличии необходимо исключить опухоль (аденокарциному), изъязвленную лимфому, осложненную язву (пенетрация). Отсутствие эффекта от лечения может быть связано с язвенными проявлениями другой патологии (симптоматические язвы).

ДИАГНОСТИКА

Эзофагогастродуоденоскопия (эндоскопия) является самым надежным методом, позволяющим, за редким исключением, подтвердить или отвергнуть диагноз, выявить язвенный дефект, обеспечить контроль за его рубцеванием, провести цитологическое или гистологическое изучение материала, полученного при биопсии. Обязательным исследованием является определение HP в биоптате. Другие исследования проводятся по показаниям в зависимости от выраженности основного и сопутствующих заболеваний.

Осложнения

Осложнения язвенной болезни желудка и 12-и перстной кишки - ургентные экстренные состояния, требующие срочной госпитализации в хирургический стационар.

Язвенное кровотечение — одно из наиболее частых и опасных осложнений. Дуоденальные язвы кровоточат чаще. Возникает кратковременное обморочное состояние, отмечается сухость во рту, слабость, холодный липкий пот, учащенное сердцебиение, одышка, возможна кровавая рвота, дегтеобразный стул.

Перфорация в брюшную полость. Перфорациям нередко предшествуют физические нагрузки, переполнение желудка едой, прием алкоголя, нервно-психическое перенапряжение. Состояние развивается остро, иногда на фоне изменения характера болей, сопровождается ознобом, тошнотой, «беспричинной» рвотой. Главный симптом это резкая «кинжальная» боль, доскообразное напряжение мышц живота, брадикардия (замедление пульса), бледность кожных покровов. Через 5-6 часов обычно развивается перитонит. Наиболее часто перфорируют язвы 12-перстной кишки, далее перфорация дивертикула сигмовидной кишки и язва желудка.

Перитонит – воспаление париетального и висцерального листков брюшины, сопровождающееся тяжелейшим общим состоянием. Развитие перитонита возможно также при аппендиците, холецистите, панкреатите, кишечной непроходимости и т.д.

Поддиафрагмальный абсцесс — скопление гноя в поддиафрагмальных пространствах, как исход перенесенного перитонита.

Пенетрация - распространение язвы за пределы стенки желудка или 12-перстной кишки в окружающие ткани и органы. Язвы луковицы 12-перстной кишки чаще пенетрируют в головку поджелудочной железы, желчные пути, печень, в толстую кишку; язвы желудка — в тело поджелудочной железы. Пенетрация сопровождается развитием воспалительного процесса и образованием спаек. Изменяется характер боли, она становится практически постоянной, очень интенсивной, теряется связь с приемом пищи, не уменьшается от приема лекарств, усиливается тошнота, рвота, появляются признаки воспаления — температура, лейкоцитоз, повышается СОЭ.

Стеноз привратника — осложнение рецидивирующей язвы выходного отдела желудка и начальной части луковицы ДПК. Сопровождается ощущением давления и полноты в подложечной области, возникающих после еды, тошнотой и рвотой, приносящей облегчение. Аппетит исчезает. Противоязвенное лечение дает преходящее улучшение, но при рецидивирующем течении сужение привратника прогрессирует. Рвота становится постоянной. Отмечается выраженное похудание.

Симптоматические язвы

Синдром Мэллори—Вейсса.
    При синдроме Мэллори-Вейсса возникает кровотечение, вызванное разрывами слизистой кардиального (начального) отдела желудка. Иногда непосредственной причиной возникновения трещин является многократная форсированная рвота, обусловленная повышением внутрижелудочного и внутрибрюшного давления, спазмами пищеводно-желудочного «жома». Трещины располагаются вдоль продольной оси желудка, поражая только слизистую, редко — подслизистый и мышечный слои. Заболевание проявляется кровавой рвотой. Состояние требует срочной госпитализации в хирургический стационар.

Гастропатии, вызванные нестероидными противовоспалительными препаратами.
    Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) — часто используемые средства при ревматоидном артрите, спондилите, подагре, невралгии, миалгии, головных и зубных болях. Интенсивность применения увеличивается с возрастом. Их получают от 20 до 40% людей пожилого возраста, 6% из них — более 9 месяцев в году. На фоне приема этих препаратов нередко появляется диспепсия, боли, тошнота, рвота. Частота образования язв в желудке составляет 20%, в 12-перстной кишке — 10%. Прием НПВП на фоне изъязвлений слизистой в 40% осложняется кровотечением. Вероятность возникновения воспаления и крово-течений зависит от препарата, его дозы, продолжительности приема и т.д.

Гастринома ульцерогенная (синдром Золлингера-Эллисона).
    Нейроэндокринная опухоль характеризуется рецидивами дуоденальных изъязвлений и диареей, связанной с избыточным выделением соляной кислоты за счет повышенной секреции гастрина и инактивацией панкреатической липазы. Чаше всего формируется в поджелудочной железе (65-70%), возможно ее развитие в желудке, 12-перстной кишке, и жировой клетчатке брюшной полости.

Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки при гиперпаратиреозе. Гиперпаратиреоидные гастродуоденальные язвы встречаются чаще у мужчин и локализуются преимущественно в 12-перстной кишке. Механизмы язвообразования при гиперпаратиреозе до конца не изучены. Язвы нередко характеризуются осложненным течением (кровотечение, перфорация), часто рецидивируют, несмотря на лечение.