Апластические анемии

Это группа болезней системы кроветворения, обусловленных угнетением функции гемопоэтических клеток-предшественников с более или менее выраженным снижением клеток костного мозга и периферической крови (панцитопения), но без признаков бластной трансформации и представляет гетерогенную группу нозологических форм.

Этиология: воздействие больших доз проникающей радиации или инсектицидов, бензола, др. органических растворителей; введение некоторых групп медикаментов (миелосана и др.цитостатиков); результат перенесенных вирусных инфекций - вирусного гепатита, инфекционного мононуклеоза или цитомегаловирусной инфекции, а также наследственные формы анемий.

Клиническая картина:
    -   иногда болезнь начинается остро и быстро прогрессирует, но чаще она начинается постепенно, больной адаптируется к анемии и обращается к врачу, когда выраженность панцитопении уже значительная. Отмечается малокровие: тромбоцитопения (кровоподтеки, петехиальные высыпания на коже, носовые, десневые кровотечения, меноррагии), лейконейтропения. Анемия в этих случаях связана как с нарушением образования эритроцитов, так и с кровотечениями. Отмечается выраженная бледность кожи и слизистых оболочек, воспалительные изменения на слизистой оболочке рта. Лимфоузлы не увеличены. Следствием тяжелой нейтропении нередко становятся пневмония, отит, пиелит и др. воспалительные процессы. Как правило, возникают некрозы в зонах внутримышечных и подкожных инъекций; часто присоединяется сепсис. В одних случаях болезнь за несколько недель или месяцев приводит к смерти, в других - протекает хронически, с периодическими обострениями и ремиссиями. В редких случаях наступает полное выздоровление. У части больных апластический синдром становится началом острого лейкоза; признаки гемобластоза иногда выявляются лишь через несколько лет от начала болезни.

Диагностика.
    Лабораторная диагностика изменений крови.
    Пункция костного мозга, трепанобиопсия.
    При гистологическом исследовании костного мозга, в одних случаях полностью исчезают костно-мозговые элементы, в других - наблюдаются небольшие очаги кроветворения на фоне значительного опустошения костного мозга. В трепанате подвздошной кости при апластической анемии определяется преобладание жира.

Анемия Фанкони (наследственная, конституциональная апластическая анемия) - выявляется чаще у детей в возрасте 4—10 лет, иногда с рождения. При анемии Фанкони, имеющиеся дефекты в ДНК стволовых клеток, приводят как к развитию аплазии кроветворения, так и к возникновению острого лейкоза. Чаше болеют мальчики.
    Клиническая картина: анемия обычно проявляется постепенно. Иногда первыми симптомами бывают кровотечения и кровоподтеки, петехиальные высыпания. Одновременно с этим развивается повышенная склонность к инфекциям. Имеются и др. аномалии: низкорослость, ненормальная пигментация кожи, маленькая голова, уродства скелета (отсутствие или укорочение большого пальца рук. аплазия/гипоплазия лучевой кости, добавочное шейное ребро), врожденные пороки сердца, неврологические расстройства (косоглазие, микрофтальм, птоз, нистагм, глухота, умственная отсталость), аномалии почек (аплазия почки, удвоение лоханки или мочеточника, поликистоз почек и др.).