Железодефицитные анемии

Наиболее частая причина железодефицитной анемии - хроническая кровопотеря при менструациях или скрытое кровотечение (язвы и опухоли, грыжи и дивертикулы пищевода и кишечника, полипоз, неспецифический язвенный колит и др.). Реже железодефицитная анемия обусловлена постоянной микрогематурией, рецидивирующими носовыми кровотечениями, например, при болезни Рандю-Ослера, аутоиммунной тромбоцитопении и др.

Железодефицитная анемия в большинстве случаев не связана со сниженным всасыванием железа. Суточная потребность в железе составляет около 25 мг; в основном эта потребность удовлетворяется за счет железа из разрушившихся «старых» эритроцитов (реутилизация), из пищи в сутки всасывается не более 1—2 мг железа. Даже небольшого количества соляной кислоты желудка достаточно для усвоения пишевого железа, всасывание которого происходит почти исключительно в двенадцатиперстной кишке.

В норме женшина за все дни менструации теряет в среднем 40 мл крови (т.е. ок. 15 мг железа); ок. 10% «здоровых» женщин ежемесячно теряют 60-80 мл крови, 5-10% всех женщин детородного возраста теряет более 90 мл крови, т.е. более 45 мг железа, что не всегда может быть восполнено пищевым железом. При коротком месячном цикле (21 день и менее) и длительных менструациях (6 дней и более) практически у каждой женщины возникает железодефицитная анемия. Во время беременности эта потребность повышается до 15-18 мг/сут (в связи с усилением эритропоэза у беременной и ростом плода). В целом за весь период беременности расходуется ок. 1220 мг железа: в т.ч. 230 мг теряется во время родов. Все это приводит к тому, что железодефицитная анемия в десятки раз чаше наблюдается у женшин и, вероятно, является самым распространенным заболеванием населения на планете - ок. 5% всех женщин детородного возраста имеют железодефицитную анемию. Если цифры гемоглобина в норме, а уровень сывороточного железа уже снижен, и общая железосвязываюшая способность повышена, то говорят о железодефицитном состоянии. Оно встречается почти у каждой третьей женщины молодого и среднего возраста.

Нарушается всасывание железа и у больных после тотальной гастрэктомии, удаления двенадцатиперстной кишки, но и здесь возможны диагностические ошибки, поэтому всех больных с гипохромной анемией необходимо исследовать для исключения кровопотери.

Клиника железодефицитного малокровия:   отмечаются общеанемические симптомы: слабость, утомляемость, потливость, раздражительность, нарушение сна. Характерны головокружения, шум в ушах, потемнение в глазах особенно при подъеме с постели, одышка при ходьбе, сердцебиение, небольшие отеки голеней к вечеру. Нередко отмечается субфебрильная Т°. Отмечаются и прямые признаки недостатка железа в организме: сухость кожи, поперечная исчерченность и ломкость ногтей, выпадение волос, сухость во рту, затруднение глотания твердой пищи, иногда онемение участков кожи, «ползание мурашек». Типично изменение аппетита: наряду с его снижением появляется тяга к острой или соленой пище и парарексия - стремление лизать или есть мел, глину, землю, уголь, известковую краску и штукатурку, бетонный раствор и др. Больные с дефицитом железа с удовольствием вдыхают запах свежей типографской краски (газеты, книги), гуталина, бензина, выхлопных газов автомашин, свежей побелки в тоннелях метро и т.д. Наблюдается более или менее выраженная бледность кожи и слизистых оболочек, особенно конъюнктив, нередка пастозность лица, рук и голеней, одышка при небольшой нагрузке. У девушек с хлорозом кожа бледно-голубоватого оттенка, такие больные слабо загорают на солнце. При длительно существующем железодефицитном состоянии формируются ложкообразные ногти (койлонихия). Особое значение имеет дефицит железа в период беременности. Если вовремя не назначить железотерапию, то может возникать патология беременности и родов (в т.ч. первичная родовая слабость). Дети, родившиеся от матерей с железодефицитной анемией, отстают в росте и развитии, у них, как правило, выражен рахит, нередко формируется неправильный прикус зубов и др. патология скелета.

Диагностика: Исследование крови, анализ кала на скрытую кровь, анализ мочи, рентгенологическое и/или эндоскопическое исследование желудочно-кишечного тракта. Консультации специалистов (гинеколога)

Анемия острая постгеморрагическая возникает вследствие значительной кровопотери (обычно 500 мл — 1,0 л у взрослого) за короткое время и проявляется немедленно после кровопотери гипоксией тканей из-за блокады капиллярного русла, и лишь позднее снижается уровень гемоглобина. Причины острой постгеморрагической анемии: нарушение целостности крупных сосудов, травма, некротизируюшей патологией (язва желудка или кишечника, аррозия легочного сосуда при туберкулезе), разрыв сосудистой аневризмы, схождение лигатуры в послеоперационном периоде и др. Клиника: бледность кожи и слизистых, холодный пот, выраженная слабость, частый пульс слабого наполнения, снижение АД. Наиболее ранние симптомы - сухость во рту и головокружение. Неотложная помощь — остановка кровотечения.