Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников

Доброкачественные опухоли яичников (ДОЯ) — одна из самых актуальных проблем современной гинекологии, так как диагностируются в любом возрасте и являются показанием для оперативного лечения. Характеризуются высоким риском малигнизации и многообразием гистологических форм.

Синонимы: фолликулярная киста яичника, киста жёлтого тела.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Считают, что одна из 70 новорождённых девочек в течение жизни заболеет опухолью яичника, а одна из 100 — умрёт от рака яичников. Опухоли и опухолевидные образования яичников составляют до 14% опухолей женских половых органов, ДОЯ — до 80% всех опухолей яичников, при этом большая часть представлена кистозными образованиями. Доброкачественные опухоли составляют 85% всех новообразований. Рак яичников занимает первое место по позднему обнаружению среди опухолей женской репродуктивной системы.

ЭТИОЛОГИЯ Этиология опухолей яичников неизвестна.

Факторы риска опухолей яичника:

• раннее менархе;
    • поздняя менопауза;
    • нарушения репродуктивной функции;
    • высококалорийная диета с большим содержанием насыщенных жирных кислот;
    • генетическая предрасположенность;
    • бесплодие;
    • курение.
    КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Опухолевидные образования яичников

• Фолликулярная киста яичника наиболее часто развивается у молодых женщин, чаще проявляя себя нарушениями менструального цикла. Нередко после задержки менструации у таких пациенток возникает обильное кровотечение. Может быть бессимптомной и проходить без лечения. Фолликулярная киста односторонняя, подвижная, безболезненная, эластической консистенции, до 6 см в диаметре. Кисты не содержат аденогенного эпителия, как цистаденомы, поэтому их малигнизация невозможна. Часто исчезает в течение 3-6 мес.
    • Киста жёлтого тела характеризуется задержкой менструации, нагрубанием молочных желёз; со временем появляются скудные кровяные выделения из половых путей. Возможен весь комплекс сомнительных признаков беременности, поэтому может стать необходимым исключение эктопической беременности. Пальпаторные данные схожи с таковыми для фолликулярной кисты. Кисты жёлтого тела могут разрываться, особенно во время полового акта.
    • Параовариальная киста проявляется чаще перекрутом ножки. Киста односторонняя, подвижная, тугоэластической консистенции, до 10 см, хотя редко бывает очень больших размеров. При УЗИ обычно рядом с кистой хорошо визуализируется ткань яичника.

Доброкачественные опухоли яичников

• Эпителиальные опухоли яичников специфической клинической картины не имеют. Опухоли односторонние, подвижные, безболезненные, до 10-15 см, тугоэластической консистенции. Двусторонние опухоли нужно рассматривать как подозрение на малигнизацию. Менструальный цикл не изменяют. Иногда есть жалобы на боли в низу живота, носящие самый разнообразный характер. Осложнения проявляют себя сильным болевым синдромом (перекрут ножки опухоли, дегенерация капсулы, кровоизлияние, разрыв капсулы).
    • Миксома брюшины (муциноматоз) характеризуется наличием в брюшной полости большого количества слизи с одновременным поражением яичника (муцинозная опухоль) и червеобразного отростка. Первичным при этом поражении считают аппендикс.
    • Стромально-клеточные. Эти опухоли иногда называют гормон продуцирующими, хотя реальной гормональной активностью они обладают лишь у 10-14% пациенток. Фиброма гормонально неактивна. Как правило, опухоли односторонние, плотные, подвижные, безболезненные, небольших размеров. Возможны нарушения менструального цикла. Маскулинизирующие опухоли регистрируют очень редко. Они обладают омужествляющей активностью. Первично злокачественные, односторонние, неравномерной консистенции, могут быть до 15 см в диаметре. Встречают солидно кистозные варианты.
    • Герминогенные опухоли. Наиболее часто диагностируемая доброкачественная герминогенная опухоль — зрелая тератома. Как правило, опухоль односторонняя, у 15-25% пациенток может быть двусторонней, подвижная, неравномерной консистенции, до 15 см в диаметре. Менструальный цикл не изменяет. В зрелой тератоме возможны находки не только волос, жировых включений и зачатков зубов, но и гомункулусов. Риск перекрута при тератомах составляет 15%.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение опухолевых маркёров:

• онко- фетальные и онко- плацентарные Аг (антигены) (раковоэмбриональный Аг, альфафетопротеин, ХГЧ);
    • опухоль ассоциированные Аг (СА 125, СА 199);
    • фактор роста (VEGF — сосудистый эндотелиальный фактор роста);
    • продукты онкогенов (BRCA1,2);
    • цитологическое и гистологическое исследования.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

• УЗИ