Цитомегаловирусная инфекция

Синонимы: Цитомегалия, инклюзионная болезнь, генерализованная вирусная инфекция слюнных желёз.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЦМВИ —инфекция из группы герпес вирусов с длительным пребыванием в организме и широким спектром клинико-патогенетических вариантов. Число серо-позитивных пациентов возрастает из года в год, а наличие ЦМВ выявляют у 45-85% населения разных стран мира.

Пути передачи ЦМВИ:

• фекально-оральный (через грязные руки, предметы обихода);
    • воздушно-капельный;
    • половой;
    • парентеральный

Ввиду того что ЦМВ проявляет особый тропизм (склонность) к клеткам слюнных желёз, не исключена передача вируса при поцелуях, поэтому ЦМВИ называют также «болезнью поцелуев».

Выделяют следующие формы ЦМВИ.

• Врождённая:
    • Приобретённая:

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют:

• Висцеральная (локализованное поражение одного-двух органов):
    • Диссеминированная — вирусный сепсис с поражением многих органов и систем.
    ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ЦМВ — крупный ДНК содержащий герпес вирус человека пятого типа, относящийся к роду Cytomegalovirus, подсемейству Herpesviridae. Вслед за первичным инфицированием следует пожизненное носительство вируса со склонностью к периодическим обострениям. Важная особенность в патогенезе ЦМВИ — иммуносупрессивное (иммуноподавляющее) действие на весь организм.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Диагностика латентной и субклинической формы основана на данных лабораторных исследований.

Приобретённая инфекция у взрослых и детей протекает с лихорадкой, недомоганием, катаральными симптомами, увеличением шейных и подчелюстных лимфатических узлов, отёком и болезненностью околоушных слюнных желёз, гепатоспленомегалией с характерным длительным течением — до 4-6 нед. Вторичная ЦМВИ приобретает волнообразный характер, когда периоды ремиссии сменяются клиническими проявлениями со стороны каких-либо органов. При поражении органов дыхания развивается вялотекущая пневмония, бронхит. Поражение глаз характеризуется развитием хориоретинита, часто в сочетании с энцефалитом. Редко, но встречают цитомегаловирусный гепатит. Для ЦМВИ характерно поражение лимфатических узлов. У женщин при поражении органов малого таза ЦМВИ может протекать субклинически, обнаруживаясь только при лабораторной диагностике и активируясь во время беременности, что может приводить к самопроизвольным выкидышам, неразвивающейся беременности, врождённым дефектам развития детей. Воспалительные заболевания органов репродукции, обусловленные цитомегалией, протекают без собственного «клинического лица» и носят хронический характер, что затрудняет своевременность диагностики и лечения.

Врождённая ЦМВИ всегда носит генерализованный характер, приобретённая часто протекает как локализованная инфекция с поражением слюнных желёз.

ЛАБОРАТОРНЫЕ И  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Верификация вируса обязательна двумя методами: ПЦР и иммуноферментным анализом.

• Клинический анализ крови и общий анализ мочи
    • Биохимическое исследование крови, ферменты печени.
    • Иммунограмма.
    • Ультразвуковая диагностика плода
    • ПЦР на инфекции передаваемые половым путем.

У взрослых клиническая диагностика ЦМВИ осложнена тем, что сходные клинические проявления могут давать многие заболевания, в том числе:

• вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, энтеровирусы и др.);
    • инфекционный мононуклеоз;
    • токсоплазмоз;
    • листериоз;
    • сифилис.

При планировании беременности обязательному обследованию на ЦМВИ подлежат пациентки, имеющие:

• отягощённый акушерский анамнез (выкидыши, неразвивающаяся беременность);
    • эпидемиологический анамнез (частые вялотекущие ОРВИ, гепатит В и/или С, пиелонефриты, переливание крови и её компонентов, лечение цитостатиками и иммуносупрессорами);
    • гинекологический анамнез (вирусный цервицит, эктопия шейки матки, хронический эндометрит и сальпингоофорит).

ЛЕЧЕНИЕ

В настоящее время достичь полного излечения от ЦМВИ невозможно, поэтому целью терапии служит снижение частоты рецидивов и тяжести заболевания в поражённых органах.