Гонорея

Гонорея — инфекционное заболевание, вызываемое гонококком (Neisseria gonorrhoeae), с преимущественным поражением мочеполовых органов.

По данным ВОЗ, ежегодно заболевание регистрируют у 200 млн человек. В России после некоторого снижения в 1990е годы рост заболеваемости гонореей с 2001 г. увеличился до 102,2 на 100 тыс. населения.

КЛАССИФИКАЦИЯ
    • Гонорея нижних отделов мочеполовых путей без осложнений.
    • Гонорея нижних отделов мочеполовых путей с осложнениями.
    • Гонорея верхних отделов мочеполовых путей и органов малого таза.
    • Гонорея других органов.

К гонорее нижних отделов мочеполовых путей относят поражение уретры, парауретральных желёз, желёз преддверия влагалища, слизистой цервикального канала, влагалища; к гонорее верхних отделов мочеполовых путей (восходящей) — поражение матки, придатков и брюшины.

Также различают:

• свежую (с длительностью заболевания до 2 мес),
    • хроническую (продолжительностью более 2 мес).
    ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ЭТИОЛОГИЯ

Гонококк — парный кокк (диплококк) бобовидной формы, грамотрицательный, расположен внутриклеточно (в цитоплазме лейкоцитов). Основной путь заражения — половой (от инфицированного партнёра). Контагиозность инфекции для женщин составляет 50-70%, для мужчин — 25-50%. Гораздо реже гонорея передаётся бытовым путём (через грязное бельё, полотенца, мочалки), в основном у девочек.

ПАТОГЕНЕЗ

Гонококки поражают преимущественно отделы мочеполовых путей, выстланные цилиндрическим эпителием, — слизистую оболочку цервикального канала, маточных труб, уретры, парауретральные и большие вестибулярные железы. При попадании возбудителя инфекции на слизистую оболочку глаз, в том числе и при прохождении плода через инфицированные родовые пути, появляются признаки гонорейного конъюнктивита.

Гонорейная инфекция в организме чаще всего распространяется по протяжению из нижних отделов в верхние.

Иногда гонококки попадают в кровяное русло (обычно они гибнут под действием бактерицидной активности сыворотки), приводя к генерализации инфекции и появлению экстрагенитальных очагов поражения, среди которых чаще всего встречают поражения суставов. Реже развивается гонорейный эндокардит и менингит. Человек может заражаться и болеть гонореей многократно.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Инкубационный период гонореи колеблется от 3 до 15 дней, реже до 1 мес.

Гонорея нижнего отдела мочеполовых путей часто протекает бессимптомно. При выраженных проявлениях болезни отмечают дизурические явления, зуд и жжение во влагалище, гноевидные сливкообразные выделения из цервикального канала.

Гонорея верхнего отдела (восходящая) обычно проявляется нарушением общего состояния, жалобами на боли внизу живота, повышением температуры тела до 39 °С, тошнотой, иногда рвотой, ознобом, жидким стулом, учащённым и болезненным мочеиспусканием, нарушением менструального цикла.

Характерные симптомы для восходящей гонореи:

• наличие кровяных выделений из половых путей;
    • двустороннее поражение придатков матки;
    • связь заболевания с менструацией, родами, абортами, внутриматочными вмешательствами;
    • быстрый эффект от проводимой терапии.

В настоящее время гонорейный процесс не носит типичных клинических признаков, поскольку почти во всех наблюдениях обнаруживают микст инфекцию. Смешанная инфекция удлиняет инкубационный период, способствует более частому рецидивированию, затрудняет диагностику и лечение.

Хронизация воспалительного процесса приводит к нарушению менструального цикла, развитию спаечного процесса в малом тазу, что в последующем может явиться причиной бесплодия, внематочной беременности, не вынашивания беременности, синдрома хронических тазовых болей.

К клиническим проявлениям гонореи у беременных относят цервицит или вагинит, преждевременное вскрытие плодных оболочек, лихорадку во время или после родов, септический аборт.

ДИАГНОСТИКА

Основные методы лабораторной диагностики гонореи — бактериоскопический и бактериологический, направлены на обнаружение возбудителя.

ПРОГНОЗ

Прогноз при своевременно начатом и адекватном лечении благоприятный.