Папилломавирусная инфекция

Папилломавирусная инфекция (ПВИ) половых органов — группа заболеваний, ассоциированных с ВПЧ (вирус папилломы человека).

СИНОНИМЫ

• Генитальные бородавки, генитальные кондиломы.
    • Папилломавирусы.
    • Аногенитальные (венерические) бородавки.
    ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

По данным МЗСР РФ за 2001 г., заболеваемость наиболее известной формы ПВИ — остроконечных кондилом — 26 на 100 000 населения. В мире около 300 млн инфицированных ВПЧ. ПВИ гениталий выявлена у 30,3% населения европейской части РФ. Через три года после начала половой жизни 70% женщин инфицированы ВПЧ. Частота ПВИ прямо пропорциональна числу половых партнёров. Международное агентство по исследованию рака объявило ВПЧ типов 16 и 18 канцерогенными факторами, а типов 31, 33 и 35 — возможными канцерогенами.

ПРОФИЛАКТИКА

• Барьерные методы контрацепции.
    • Вакцинация против высоко онкогенных типов ВПЧ группы риска развития РШМ (рака шейки матки)
    • Целенаправленное консультирование женщин из групп риска развития ПВИ.
    • Отказ от курения.
    КЛАССИФИКАЦИЯ

Клинико-морфологическая классификация:

• Клинические формы (видимые невооружённым глазом).
      • Экзофитные кондиломы (остроконечные типичные, папиллярные, папуловидные).
      • Симптоматические дисплазии шейки матки.
    • Субклинические формы (невидимые невооружённым глазом и бессимптомные, выявляемые только при кольпоскопии и/или при цитологическом или гистологическом исследовании).
      • Плоские кондиломы.
      • Малые формы.
      • Инвертирующие кондиломы.
      • Кондиломатозный цервицит/вагинит.
    • Латентные формы.
    • ЦИН или ПИП (дисплазии шейки матки):
    • ЦИН I (ПИП низкой степени) — слабовыраженная дисплазия;
    • ЦИН II (ПИП высокой степени) — выраженная дисплазия;
    • ЦИН III или CIS — тяжёлая дисплазия или карцинома in situ;
    • микроинвазивная плоскоклеточная карцинома.

Возбудитель — ВПЧ (вирус папилломы человека).

Известно более 100 типов ВПЧ, подробно описано около 80 типов. Онкогенный потенциал ВПЧ существенно варьирует. По способности инициировать неопластические изменения и рак ВПЧ условно разделены на группы «высокого» и «низкого» риска возникновения опухолевой трансформации инфицированного эпителия.

ПАТОГЕНЕЗ И КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

ПАТОГЕНЕЗ

ВПЧ —высоко контагиозные вирусы с инкубационным периодом 1-8 мес. Передача ВПЧ происходит при непосредственном контакте кожных покровов и слизистых оболочек, преимущественно при половом контакте. Кроме того, ВПЧ передаётся от матери к плоду, вызывая папилломатоз гортани плода.

Присутствуя в макро организме, вирусы не всегда вызывают заболевание.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Клиническая картина обусловлена типом вируса и состоянием иммунитета. ПВИ половых органов — полиморфная много очаговая патология кожи и слизистых оболочек нижнего отдела полового тракта.

Экзофитные кондиломы могут быть бессимптомными или сопровождаться такими симптомами, как зуд, бели, болезненность. Во время беременности наблюдают склонность к росту кондилом, после родов — к спонтанной регрессии. Субклинические формы ПВИ обычно бессимптомны, в редких случаях наблюдают зуд, жжение, бели. Латентные формы ПВИ (бессимптомное вирусоносительство) выявляют при обследовании здоровых женщин или пациенток, обратившихся по поводу другого заболевания.

ДИАГНОСТИКА

• Расширенная кольпоскопия

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

• Для идентификации и типирования ВПЧ целесообразно использовать ПЦР

Прицельная биопсия шейки матки и выскабливание слизистой оболочки цервикального канала с гистологическим исследованием показаны:

• при выявлении атипии при цитологическом исследовании;
    • при выраженных кольпоскопических признаках ПВИ;
    • при слабовыраженных кольпоскопических признаках ПВИ в сочетании с высоко онкогенными типами ВПЧ;
    • Иммунограмма;
    • Обследование половых партнёров.

Эффективность диагностики ПВИ может быть высокой только в случае комплексного применения кольпоскопии, типирования ВПЧ и цитологического исследования.

ЦЕЛИ ЛЕЧЕНИЯ

• Деструкция экзофитных кондилом и атипически изменённого эпителия.
    • Коррекция иммунного гомеостаза.
    • Лечение сопутствующих генитальных инфекций и дисбиоза влагалища.
    • Лечение половых партнёров.

ПРОГНОЗ

При адекватном лечении прогноз благоприятный.