Наши акции
    Акции и скидки ПАТЕРО КЛИНИК
    Счастливое Воскресенье!
    20% скидка на все услуги ПАТЕРО КЛИНИК в воскресенье!

Вич-инфекция и спид

ВИЧ-инфекция — вирусное заболевание, в основе патогенеза которого лежит прогрессирующий иммунодефицит и развитие вследствие этого вторичных инфекций и опухолевых процессов.

СПИД — вторичный иммунодефицитный синдром, развивающийся в результате ВИЧ-инфекции. СПИД можно назвать самой серьёзной медицинской проблемой современности. За двадцать с лишним лет с момента открытия вируса, заболевание распространилось по всему миру и приобрело характер эпидемии.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ВИЧ был открыт в 1983 г. двумя группами учёных во главе с Л. Монтенье (Франция) и Р. Галло (США). ВИЧ — РНК содержащий вирус. Он относится к семейству Retroviridae, подсемейству Lentivirinae (медленных вирусов).

ПАТОГЕНЕЗ

ВИЧ обладает уникальным типом репродукции: с помощью фермента ревертазы передача генетической информации идёт от РНК к ДНК (механизм обратной транскрипции). Синтезированная ДНК встраивается в хромосомный аппарат поражённой клетки. Клетками мишенями для ВИЧ служат иммунокомпетентные клетки, в первую очередь, Т лимфоциты. Вирус поражает также В лимфоциты, моноциты, дендритные клетки, нейроны. Тропизм вируса к Т хелперам влечёт за собой деструкцию и цитолиз инфицированных лимфоцитов, глубокий и необратимый иммунодефицит. Поражение иммунитета при ВИЧ-инфекции носит системный характер. Нарушение иммунного статуса клинически проявляется инфекционным, аллергическим, аутоиммунным и лимфопролиферативным синдромами. Эти изменения обусловливают выраженное снижение сопротивляемости ВИЧ инфицированного к различным микроорганизмам, преимущественно условно патогенным, развитие опухолей, менинго-энцефалитов и в целом определяют клинику ВИЧ-инфекции. Человек — единственный источник ВИЧ-инфекции. Вирус можно обнаружить в крови, слюне, сперме, грудном молоке, шеечной и влагалищной слизи, слёзной жидкости и тканях. Наиболее частый путь распространения вируса (95%) — половые контакты.

Возможен путь передачи вируса через заражённую кровь или её компоненты. Заражение вирусом может происходить при проведении медицинских манипуляций (инъекций, эндоскопических процедур, стоматологического лечения), при оказании парикмахерских услуг (бритье, маникюре, педикюре), выполнении татуировок, пирсинга.

С каждым годом всё актуальнее становится передача ВИЧ-инфекции от инфицированной матери младенцу во время беременности (через плаценту), при родах (через контакт с кровью матери) или при грудном вскармливании (через материнское молоко).

Передача ВИЧ-инфекции может происходить также при искусственном оплодотворении, трансплантации органов и тканей.

В настоящее время доказана невозможность инфицирования через обычные бытовые контакты, передачи ВИЧ через укусы насекомых, пищу или воду.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Среди инфицированных обычно преобладают люди молодого возраста, однако, учитывая многолетний период инкубации, среди больных СПИДом превалируют лица в возрасте 30-39 лет. Соотношение мужчин и женщин, по данным Центра исследований США, составляет 10-15:1. Выделяют несколько стадий заболевания.

I. Начальная стадия заболевания у половины инфицированных характеризуется полным отсутствием симптомов, когда пациенты не предъявляют никаких жалоб. У 50% больных примерно через 5-6 нед после заражения развивается острая лихорадочная фаза болезни.

Основные проявления:

• лихорадка;
    • общая слабость, вялость;
    • потливость по ночам;
    • потеря аппетита, тошнота, диарея;
    • миалгии, артралгии, головная боль, боль в горле;
    • увеличение лимфатических узлов;
    • диффузная пятнисто папулёзная сыпь, шелушение кожи, обострение себорейного дерматита, рецидивирующий герпес.

Могут развиться менингоэнцефалит, периферическая нейропатия, появиться раздражительность. Вне зависимости от наличия или отсутствия симптоматики пациенты в этот период могут стать источниками инфекции.

II. Стадия бессимптомного носительства ВИЧ может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и наступает независимо от наличия или отсутствия в прошлом лихорадочной стадии. Этот период болезни характеризуется отсутствием симптомов, но пациент при этом заразен. В крови обнаруживают АТ к ВИЧ.

III. Стадия генерализованной лимфаденопатии. Наиболее яркое клиническое проявление инфекции в этой фазе — увеличение лимфатических узлов, в первую очередь, шейных и подмышечных. Могут развиваться кандидозные (грибковые) поражения слизистых оболочек полости рта, хронический персистирующий кандидоз влагалища.

IV. Стадия развития СПИДа (стадия вторичных заболеваний) отражает кризис иммунной системы, крайнюю степень иммунодефицита, что делает организм беззащитным против инфекций и опухолей, как правило, безопасных для здоровых лиц. Вследствие этого на первый план выступают инфекции, спектр и агрессивность которых нарастают. Повышается склонность к злокачественным опухолям и, прежде всего, к саркоме Капоши и В лимфомам.

Для последней стадии заболевания характерны следующие симптомы:

• длительная (более 1 мес) лихорадка,
    • значительное похудание (потеря массы тела более чем на 10%),