Дисплазии шейки матки

К предраковым состояниям относят дисплазии эпителия (ЦИН или ПИП), предшествующие инвазивному раку шейки матки.

СИНОНИМЫ: дисплазия шейки матки, цервикальная интраэпителиальная неоплазия (ЦИН), плоскоклеточные интраэпителиальные повреждения (ПИП), Карцинома in situ (CIS) шейки матки.

ПРОФИЛАКТИКА

• Вакцинация против высоко онкогенных типов ВПЧ женщин из групп риска по РШМ.
    • Использование барьерных методов контрацепции.
    • Ранняя диагностика и рациональное лечение фоновых заболеваний шейки матки.
    • Целенаправленное консультирование женщин из группы риска ПВИ (папилломавирусная инфекция) половых органов.
    • Своевременная диагностика и лечение инфекционных и вирусных заболеваний половых органов.
    • Отказ от курения.

СКРИНИНГ

Авторитетными организациями по борьбе с раком шейки матки (ВОЗ, ACOG, AGS) выработаны конкретные рекомендации, касающиеся возраста начала скрининга РШМ.

Начиная с 18 летнего возраста или с первого года после первого сексуального контакта, женщина должна проходить ежегодные гинекологические осмотры, включающие ПАП-тесты В дальнейшем, при наличии трёх и более отрицательных результатов ПАП-тестов, проводимых ежегодно, цитологический скрининг можно осуществлять реже (1 раз в 2-3 года).

Массовое проведение ПЦР диагностики.

Важность ВПЧ (вирус папилломы человека) тестирования с возрастом повышается, а ценность цитологического метода снижается. Наличие у женщин старше 35 лет онкогенных типов ВПЧ означает стойкую инфекцию с высокой степенью риска возникновения рака.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Термин «дисплазия» для обозначения большой группы эпителиальных поражений шейки матки предложен J.W. Reagan в 1953 г.

Для обозначения морфологической непрерывности дисплазии и CIS в 1968 г. R.M. Richart предложил термин «ЦИН». ЦИН подразделяют на три категории:

• ЦИН I (соответствует слабой дисплазии);
    • ЦИН II (соответствует умеренной дисплазии);
    • ЦИН III (соответствует тяжёлой дисплазии и CIS).

Объединение тяжёлой дисплазии и CIS в одну категорию оправдано ввиду сложности их дифференцировки.

Морфологическая классификация изменений шейки матки, вызываемых ВПЧ (вирусом папилломы человека), предложена M.N. Schiffman (1995).

• доброкачественная атипия (воспаление);
    • LSIL (Lowgrade Squamous Intraepitelial Lesions) — ПИП низкой степени, соответствует дисплазии лёгкой степени и ЦИН I;
    • HSIL (Highgrade Squamous Intraepitelial Lesions) — ПИП высокой степени, соответствует умеренной дисплазии и ЦИН II;
    • выраженная дисплазия или интраэпителиальный рак — ЦИН III, CIS.

ЭТИОЛОГИЯ

ВОЗ в1996 г. официально подтвердил - причина возникновения предрака и рака шейки матки — ВПЧ (вирус папилломы человека).

Наиболее значимые факторы риска ЦИН и РШМ:

• раннее начало половой жизни;
    • ранняя первая беременность и роды до 18 лет;
    • частая смена половых партнёров;
    • курение;
    • некоторые ИППП (инфекции передающиеся половым путем) - Gardnerella vaginalis; Candida spp; Mycoplasma hominis; Chlamydia trachomatis.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Течение бессимптомное, специфические жалобы отсутствуют.

ДИАГНОСТИКА

• Цитологическое исследование.
    • Расширенная кольпоскопия.
    • Прицельная биопсия шейки матки и выскабливание слизистой оболочки цервикального канала с гистологическим исследованием — основной метод диагностики ЦИН.
    • Изучение функции яичников: обследование по тестам функциональной диагностики, исследование гормонов крови (по показаниям).
    • Иммунограмма (по показаниям).

Прогноз - при рациональном лечении прогноз благоприятный