Рак шейки матки

В структуре онкологической заболеваемости женщин злокачественные опухоли шейки матки составляют почти 15%, среди поражений органов репродуктивной системы занимают третье место после рака молочной железы и рака эндометрия. Заболевание относят к разряду «визуальных локализаций». В России начальный рак выявляют у 15,8% первичных больных, запущенный - III-IV стадий — в 39,5%.

Ежегодно в мире регистрируют 370 000 первичных больных, 190 000 женщин умирают от этого заболевания. В развитых странах РШМ составляет 4,4% всех злокачественных новообразований, в России — 5,1%. Заболеваемость за 10 лет немного снизилась с — 57,6% до 51,3% (в 2003 г.). Пик заболеваемости приходится на возраст 40-50 лет. У молодых женщин до 40 лет отмечают рост заболеваемости. Особенно заметна тенденция к увеличению количества случаев РШМ до 29 лет — 7% в год. Это свидетельствует как о низком уровне санитарно-просветительской работы среди населения, так и о недостаточном внимании, уделяемом лечению фоновых и предраковых заболеваний шейки матки в группах риска. У гинекологов отсутствует онкологическая настороженность во время осмотра молодых женщин. Увеличение числа заболевших в этой возрастной группе считают отражением низкого уровня сексуальной культуры, связанного с отсутствием информации о роли контрацептивных средств в профилактике инфекций.

ПРОФИЛАКТИКА

Риск заболеть РШМ наиболее высок у женщин промискуитетной группы (раннее начало половой жизни, частая смена сексуальных партнеров, наличие инфекций, первые роды в очень раннем возрасте, частые аборты). Основным способом профилактики считают своевременное выявление фоновых, особенно предраковых, процессов и их лечение. Не менее важно использование барьерных средств контрацепции, препятствующих распространению инфекции, к которым относят и вирус папилломы человека, считаемый этиологическим фактором развития рака шейки матки. В настоящее время вакцинация эффективна в предотвращении раковых заболеваний половых органов, предраковых эпителиальных дисплазий и генитальных кондилом.

СКРИНИНГ

Ведущим диагностическим скрининговым тестом считают цитологическое исследование мазков с шейки матки и цервикального канала, позволяющее заподозрить патологические изменения. Скрининг цервикального рака следует начинать спустя 3 года после первого полового контакта, но не позже чем в 21 год. Периодичность скрининга: ежегодно в течение первых двух лет, при отрицательных данных далее каждые 2­-3 года.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Используют международную клиническую классификацию по системе TNM и по стадиям FIGO.

• Т — первичная опухоль.
    • N — регионарные лимфатические узлы.
    • М — отдалённые метастазы.
    • G — гистопатологическая дифференцировка.

ГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Гистологическая структура опухоли — один из наиболее важных критериев при выборе плана лечения и для прогноза заболевания. В большинстве случаев выявляют плоскоклеточную форму - 85% случаев. При локализации опухоли в эндоцервиксе - аденокарцинома — 15-20%.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Ведущую роль в канцерогенезе РШМ отводят папиллома-вирусной инфекции (ПВИ). Возбудитель ПВИ — группа ДНК содержащих вирусов, относящихся к семейству Papavaviriade (HPV — human papilloma virus), обладающих способностью инфицировать и трансформировать эпителиальные клетки шейки матки. С помощью молекулярно-биологических методов идентифицируют около 100 серотипов ВПЧ (вируса папилломы человека), из которых 30 выявляют при поражениях половых органов. К вирусам высокого онкогенного риска относят типы 16, 18, 31, 33 ВПЧ, среднего риска — типы 30, 33, 35, 39, 45, 52, низкого — типы 6, 11, 40, 44, 61. При плоскоклеточном РШМ наиболее часто выявляют тип 16 ВПЧ, тогда как тип 18 наиболее распространён при аденокарциноме, низкодифференцированном РШМ. Вирусы «низкого» онкологического риска выявляют преимущественно при остроконечных и плоских кондиломах, слабой дисплазии и редко при инвазивном раке. Вирусы «высокого» онкологического риска обнаруживают в 95-100% неинвазивных и инвазивных форм РШМ.

Около 30% больных инвазивными формами РШМ составляют женщины молодого возраста.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

РШМ принадлежит к опухолям, которые длительное время протекают бессимптомно. Появление клинических симптомов и жалоб говорит о далеко зашедшем опухолевом процессе. Наиболее часто больные предъявляют жалобы на обильные бели, кровянистые выделения и боли.

Первые симптомы. Бели носят жидкий, водянистый характер и обусловлены лимфореей из участка опухоли.

Кровотечения — самый частый клинический симптом. Кровотечения при РШМ носят характер многократно беспорядочно повторяющихся кровянистых выделений, усиливающихся в предменструальном и постменструальном периодах. В начале заболевания кровянистые выделения часто носят характер контактных, возникают после полового акта.

Боли по своему характеру, локализации, интенсивности различны, бывают локализованы в поясничной области, крестце и под лоном.

Поздние симптомы развиваются в результате регионарного метастазирования, прорастания соседних органов, присоединения воспалительного компонента. К ним относят боли, повышение температуры тела, появление отёков конечностей, нарушения работы кишечника, мочевыделительной системы.

Общие симптомы. К ним относят общую слабость, повышенную утомляемость, снижение работоспособности.

ДИАГНОСТИКА

• Расширенная кольпоскопия.
    • Определение опухолевого маркёра: Аг — SCC.
    • Биопсия шейки матки, выскабливание цервикального канала.
    • Гистологическое исследование.
    • УЗИ, рентгенография лёгких, цистоскопия, ирригоскопия.
    • КТ и МРТ.
    • Консультация онколога.