Рожа

Рожа — острое рецидивирующее инфекционное заболевание, харак­теризующееся интоксикацией, аллергическими реакциями, а также местными воспалительными изменениями кожи и слизистых оболочек.

Возбудитель заболевания - гемолитический стрептококк (источник - больные ангиной, скарлатиной). Ворота инфекции - повреждённые кожные покровы. Заболеваемость составляет 1,2-2,0 случая на 1000 населения в год. Женщины болеют чаще. Нижние конечности, особенно голени, поражаются чаще всего, реже — лицо, туловище и слизистые полости рта и носа. Рецидивы отмечаются в 16-35% случаев.  Различают первичную и вторичную формы рожи.  Вторичная рожа является осложнением других гнойных процессов (карбун­кул и др.).

Клинические проявления. Заболевание начинается с озноба и резкого подъёма температуры до 39-40 °С, выраженной слабости, недомогания, ломоты в костях, головной боли, тошноты и рвоты. Иногда инток­сикация сопровождается бредом, судорогами и нарушением сознания. Температура и интоксикация длятся от 2-3 дней до неде­ли, после чего стихают. Эти симптомы появляются раньше местных симптомов на несколько часов.

Эритематозная форма рожи - характеризуется резко ограниченным интенсивным покраснением кожи, ощущением жара и жгучей боли, нарастанием отека. Покрасневший участок выступает над уровнем здоровой кожи в виде «языков пламени» или «географической карты».

Эритематозно-буллёзная форма – картина эритематозной формы дополняется образованием пузырей различных размеров, заполненных жидкостью (экссудатом).

Эритематозно-геморрагическая форма – покраснение кожи сопровождается мелкими кровоизлияниями, со склонностью к слиянию.

Местные симптомы имеют особенности в зависимости от лока­лизации:

• на лице обычно развивается эритема с выраженным отёком,
    • на волоси­стой части головы не бывает буллёзных изменений, зато часто развиваются некро­тические поражения,
    • на туловище приобретает рас­пространённый характер и сопровождается тяжёлой интоксикацией,
    • на нижних конечностях при эритематозно-геморрагической форме нередко развиваются абсцессы и некрозы кожи.

Лечение лёгких форм можно проводить в домашних условиях.

При не осложнённых формах прогноз благоприятный.