Асимметрия лица

Одной из самых непростых междисциплинарных проблем в практике челюстно-лицевых хирургов, неврологов, нейрохирургов, косметологов является асимметрия лица.

Перед доктором встает задача - определить насколько несимметричность правой и левой половины лица беспокоит пациента, каковы ее причины и как можно помочь пациенту обрести симметричное лицо.

Причины асимметрии лица можно разграничить на физиологические и патологические.

К первой группе относится так называемая межполушарная асимметрия и морфофункциональная асимметрия. Как правило, это состояние не требует коррекции.

Вторая группа причин асимметрии лица связана с различными патологическими процессами (текущее неврологическое заболевание - поражение лицевого нерва и его ветвей, опухоль в области мосто- мозжечкового угла, заболевание околоушной железы, проявления нервно-мышечных заболеваний, патологические очаги головного мозга и др.)

В последнее время с ростом инвазивных омолаживающих вмешательств мы наблюдаем увеличение количества пациентов, получивших асимметрию лица в результате пластических операций, эстетических манипуляций.

В неврологической практике одной из самых частых причин развития асимметрии лица является невропатия лицевого нерва. Это состояние характеризуется нарастанием слабости мимических мышц одной половины лица. Пораженная сторона лица маскообразна, не участвует в мимических движениях: сглажены складки лба и носогубная складка, глазная щель шире, угол рта опущен.

При попытке произвести движение мимическими мышцами асимметрия лица усугубляется: при наморщивании лба складок не образуется, бровь не поднимается, при зажмуривании глазная щель не смыкается, при оскале зубов угол рта не поднимается. При этом возникают трудности не только с управлением своим лицом, но и с артикуляцией, жеванием. Речь затруднена, свист невозможен, во время еды пища не держится во рту из-за не смыкающихся губ. Нередко этому состоянию сопутствует болевой синдром. В самом начале заболевания большое внимание необходимо уделять состоянию глаза на пораженной стороне. Невозможность полностью закрыть глаз нередко вызывает развитие кератопатии, которую гораздо легче предотвратить, чем вылечить.

В первые же дни заболевания необходима консультация невролога.

На консультации пациентов с асимметрией лица врач-невролог проводит полное неврологическое обследования для выяснения причины поражения лицевого нерва, степени его поражения и прогнозов восстановления.

В некоторых случаях требуется дополнительная инструментальная диагностика, например, МРТ головного мозга с прицельным исследованием конкретной области. Нередко для оценки уровня поражения и степени страдания ствола или ветвей лицевого нерва необходимо выполнение расширенной электронейромиографии.

Своевременная терапия пациентов с асимметрией лица различной этиологии способствует восстановлению функции мимических мышц и проведению нервного импульса по лицевому нерву.

Все чаще к нам обращаются пациенты, которые перенесли невропатию лицевого нерва 5-10 лет назад, однако симметрия лица полностью не восстановилась, появляются жалобы на напряжение мышц лица, возникновение содружественных патологических движений. Например, при зевании прищуривается глаз, при приеме пищи - течет слеза на стороне поражения лицевого нерва. Эти состояния могут быть достаточно мучительными и значительно снижать качество жизни пациентов.

К сожалению, не все пациенты знают, что избавиться от синкинезий и контрактур мимических мышц можно посетив врача невролога, специализирующегося на проблемах поражения лицевого нерва.