Абузусная боль

Вторичная форма головной боли, тесно связанная с мигренью и головной болью напряжения — абузусная или лекарственная  головная боль («рикошет­ная» головная боль, лекарственная головная боль). В последние годы проблема лекарственного абузуса приобретает всё большее значение. Связано это с широким распространением и доступностью разнообразных обезбо­ливающих препаратов. Занимает третье место по частоте после ГБН и мигре­ни, её распространённость достигает 10%. При изучении истории болезни пациентов с абузусной головной болью в 70% ранее отмечались эпизодические приступы мигрени, в 30%  приступы эпизодической ГБН.

Абузус  или злоупотребление зависит от того сколько дней в течение месяца больной принимает лекарственный препарат.

Абузусная головная боль проявляется двусторонней цефалгией давящего или сжи­мающего характера, незначительной или умеренной интенсивности. Лекарственный абузус — наиболее частая причина развития смешанной цефалгии, характеризующейся как мигренозными чертами, так и признаками хронической ГБН.

Основной фактор риска — регулярное применение обезболивающих средств. Лекарственный абузус — главный фактор в трансформации эпизодиче­ской цефалгии в  хроническую.  Основой абузусной головной боли является наличие первичной головной боли (мигрени или ГБН). Интересно, что хроническое злоупотребление анальгетиками по причинам, не связанным с головной болью (например, по поводу артрита), не вызывает абузусной головной боли. Наряду со злоупотреблением лекарственными препаратами к провоцирующим факторам относят депрессию и тревогу. Депрессивные расстройства обостряют склонность пациентов к употреблению аналгетиков и психостимуляторов. Головные боли этого характера отмечают у 48% лиц с депрессией.

Лечение абузусной головной боли - постепенная полная отмена «виновного» препарата. Полная отмена препаратов (при условии, что это ненаркотический анальгетик) — единственное эффективное лечение. Лекарственный абузус существенно затрудняет лечение пациентов с хро­ническими формами мигрени и головной боли напряжения. Поэтому важнейшее условие, обеспечивающее эффективность лечения при мигрени и головной боли напряжения, — также отмена препарата, вызвавшего абузус.