Наши акции
    Акции и скидки ПАТЕРО КЛИНИК
    Счастливое Воскресенье!
    20% скидка на все услуги ПАТЕРО КЛИНИК в воскресенье!

Головная боль напряжения

Головная боль напряжения (ГБН) — преобладающая форма первичной головной боли, про­являющаяся эпизодами цефалгии продолжительностью от нескольких минут до нескольких суток. Распространённость варьирует от 30 до 80%.

Синонимы — головная боль мышечного напряжения, психомиогенная головная боль, стрессовая головная боль, психогенная головная боль, идиопатическая голов­ная боль.

Подразделяют на эпизодическую, возникающую не чаще 15 дней в течение 1 мес. и хроническую — более 15 дней в месяц, а эпизодическую разделяют на частую и нечастую. В среднем, по европейским данным, эпизодическая головная боль напряжения  встречается у 50-60%, хроническая — у 3-5%. Чаще врачу приходится иметь дело с двумя разновидностями: частой эпизодической и хрони­ческой. Кроме того, обе формы подразделяют на подтипы«с напряжением» и «без напряже­ния мышц».

Пациенты описывают боль как диффузную, слабую или уме­ренную, чаще двустороннюю, непульсирующую, сжимающую по типу «обруча» или «каски». Боль не усиливается при обычной физической нагрузке, редко сопро­вождается тошнотой, однако возможна фотобоязнь или звукофобия. Боль появляется, как правило, вскоре после пробуждения, присутствует на протяжении всего дня, то усиливаясь, то ослабевая.

Характеристики головной боли напряжения:

• Головная боль длительностью от 30 мин до 7 дней, по типу «обруча» или «каски».

• Характерны как минимум, два из следующих признаков:

-  двусторонняя локализация;

-  давящий/сжимающий/не пульсирующий характер;

-  лёгкая или умеренная интенсивность;

-  боль не усиливается при обычной физической активности (ходьба, подъём по лестнице).

-  отсутствует тошнота или рвота (может появляться анорексия);

-  присутствует только один из симптомов: фотобоязнь или звукофобия.

• Головная боль не связана с другими расстройствами.

• Облегчение боли при положительных эмоциях и в состоянии психологическо­го расслабления.

• Усиление боли на фоне эмоциональных переживаний.

Наряду с цефалгией большинство пациентов жалуются на болевые ощущения, чувство напряжения и дискомфорта в области затылка, задней поверхности шеи и надплечий (синдром «вешалки для пальто»), ощущения эти нарастают по мере усиления интенсивности и учащения эпизодов головной боли. Отмечается повышенная тревож­ность, сниженный фон настроения, апатия или, наоборот, агрессивность и раздражительность, плохой сон.

При наличии повышенной чувствительности (болезненности) мышц следует говорить о диагнозе «эпизодиче­ская ГБН (хроническая ГБН) с напряжением перикраниальных мышц».

Важнейшими провоцирующими факторами развития приступа является эмоциональный стресс и так называемый мышечный фактор: «позное напряжение» (длительное вынужденное положение шеи и головы во время работы за столом или, например, длительное нахождение за рулём автомобиля). Среди психических факторов, предрасполагающих к хронизации боли, на первом месте стоит депрессия. Частым механизмом формирования хронического стресса и депрессии может быть накопление тяжелых жизненных собы­тий, когда человек оказывается перед лицом неразрешимых для него проблем. Второй фактор - лекарственный абузус, т.е. избы­точное применение обезболивающих препаратов. Мышечный фактор также способствует переходу в хрониче­ское течение цефалгических синдромов.

Иногда отмечают сочетание эпизодической мигрени и эпи­зодической ГБН. Это пациенты с типичным анамнезом мигрени, у которых со временем появляются приступы эпизодической ГБН.

Лечение

Только комплексный подход, направленный на нормализацию эмоционального состояния пациента (лечение депрессии) и устранение дисфункции перикраниальных мышц (уменьшение мышечного напряжения), позволяет облегчить течение ГБН и предотвратить хронизацию цефалгии. Важнейший фактор успешного лече­ния ГБН — купирование, а по возможности и предотвращение лекарственного абузуса.