Гиперпластические процессы эндометрия

К гиперпластическим процессам эндометрия (ГПЭ) относят различные варианты гиперплазии эндометрия и полипы эндометрия.

Синонимы: полип тела матки, железистая гиперплазия эндометрия, аденоматозная гиперплазия эндометрия.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Гиперплазию эндометрия отмечают примерно у 5% гинекологических больных. Полипы эндометрия обнаруживают у 5,3-25% гинекологических больных всех возрастных групп, но наиболее часто в пре и постменопаузе.

КЛАССИФИКАЦИЯ

В 1994 г. ВОЗ приняла классификацию гиперплазии эндометрия. Согласно этой классификации, гиперплазию эндометрия разделяют на гиперплазию без атипии и гиперплазию с атипией.

• Гиперплазия эндометрия — пролиферация эндометриальных желёз без цитологической атипии.
    • Простая гиперплазия эндометрия характеризуется избыточным ростом преимущественно эпителиального компонента желёз.
    • Комплексная, или сложная (аденоматоз), гиперплазия, отличается от простой гиперплазии эндометрия структурной перестройкой желёз и пролиферацией желёз эпителия.
    • Атипическая гиперплазия эндометрия — пролиферация эндометриальных желёз с признаками цитологической атипии.
    • Простая атипическая гиперплазия эндометрия
    • Комплексная, или сложная, атипическая гиперплазия эндометрия (аденоматоз с атипией)

Приведённая классификация имеет значение для определения тактики ведения пациентки. Комплексная, или сложная, атипическая гиперплазия, в отличие от высокодифференцированной аденокарциномы, не имеет признаков инвазивного роста.

В зависимости от гистологического строения полипы эндометрия делят

• на железистые,
    • железистофиброзные,
    • фиброзные.

К предраку эндометрия относят:

• атипическую гиперплазию эндометрия и аденоматозные полипы;
    • рецидивирующую железистую гиперплазию эндометрия на фоне нейроэндокринных расстройств и нарушений обмена веществ;
    • железистую гиперплазию эндометрия в постменопаузе, впервые выявленную.
    ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

К возникновению патологической трансформации эндометрия приводят гормональные нарушения, затрагивающие все звенья нейрогуморальной регуляции организма женщины. Эндометрий — орган мишень для половых гормонов из-за присутствия в нём специфических рецепторов. Сбалансированное гормональное воздействие обеспечивает физиологические циклические превращения слизистой оболочки матки. Нарушение гормонального гомеостаза женщины может привести к изменению роста и дифференцировки клеточных элементов эндометрия и повлечь за собой развитие гиперпластических или неопластических процессов в эндометрии. Ведущее место в патогенезе занимает гиперэстрогения.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Основные клинические проявления ГПЭ — маточные кровотечения. При полипах эндометрия больших размеров могут быть схваткообразные боли внизу живота, небольшие полипы эндометрия протекают бессимптомно.

Учитывая, что патогенетическую основу гиперплазии эндометрия составляет ановуляция, ведущим симптомом больных репродуктивного возраста считают бесплодие; при обследовании женщин с бесплодием у 24% обнаруживают также и полипы эндометрия.

ДИАГНОСТИКА

Трансвагинальное ультразвуковое исследование — скрининговый высокоинформативный метод диагностики патологии половых органов. При внутриматочной патологии применяют трансвагинальную эхографию с контрастированием полости матки (гидросонография), информативность которой при ГПЭ составляет 78-99%. Гидросонография позволяет дифференцировать полипы эндометрия, внутриматочные синехии, субмукозную миому, точно определить топографию патологического процесса.

Среди инструментальных исследований гистероскопию считают наиболее информативным методом диагностики состояния полости матки и эндометрия. Визуальный осмотр полости матки позволяет с большой точностью обнаружить внутриматочную патологию и, при необходимости, выполнить прицельную биопсию.

Окончательным методом диагностики патологии эндометрия является гистологическое исследование удалённой ткани при диагностическом выскабливании. Информативность гистероскопии в диагностике гиперплазии эндометрия составляет 63-97,3%.

Цель лечения ГПЭ — профилактика рака эндометрия