Воспалительные заболевания матки - острый и хронический эндометрит

ОСТРЫЙ ЭНДОМЕТРИТ

Острый эндометрит — инфицирование внутренней поверхности матки с поражением в основном базального (росткового) слоя эндометрия. Острый эндометрит относят к воспалительным заболеваниям матки. Часто воспалительный процесс распространяется по лимфатическим сосудам и капиллярам в мышечный слой, и развивается метроэндометрит.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Острый эндометрит и метроэндометрит диагностируют в 2,1% случаев всех гинекологических заболеваний или в 9,7% — при острых воспалительных процессах в верхних отделах половых путей.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По этиологическому принципу все эндометриты делят на:

• специфические (туберкулёзные, гонорейные эндометриты, а также поражение слизистой оболочки матки актиномикозом);
    • неспецифические.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Клинические признаки острого эндометрита возникают, как правило, на 3-4й день после инфицирования. Повышается температура (от субфебрильных цифр до выраженной гипертермии), появляется озноб. Возникают боли в нижних отделах живота, иррадиирующие в крестец или в паховые области. Выделения приобретают серозно-гноевидный характер, нередко сукровичные.

ПРОГНОЗ.

При своевременно начатой адекватной терапии прогноз благоприятный.

ХРОНИЧЕСКИЙ ЭНДОМЕТРИТ

Хронический эндометрит — хронический воспалительный процесс, протекающий с поражением функционального и базального слоёв эндометрия. В тяжёлых случаях в патологический процесс вовлекается миометрий. Частота хронического эндометрита в среднем составляет 14%.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Выделяют морфологические варианты хронического эндометрита.

• Атрофический.
    • Кистозный.
    • Гипертрофический.

ПАТОГЕНЕЗ

Как правило, хронический эндометрит — следствие не вылеченного острого послеродового (или послеабортного) эндометрита.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Основной симптом заболевания — маточное кровотечение, пред и постменструальные кровянистые выделения. Срединные (межменструальные) кровянистые выделения связаны с повышением проницаемости сосудов эндометрия в период овуляции. Часто отмечают изменение секреторной функции в виде серозных или серозно-гноевидных выделений из половых путей. Достаточно постоянны жалобы на ноющие боли внизу живота. Характерно расстройство репродуктивной функции — бесплодие и самопроизвольные выкидыши, в том числе привычные.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Включают исследование выделений из влагалища и канала шейки матки, клинический анализ крови.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

• Гистологическое исследование соскоба эндометрия позволяет окончательно подтвердить диагноз хронического эндометрита.
    • Гистероскопия.
    • УЗИ органов малого таза

ПРОГНОЗ.

При своевременной диагностике и адекватной терапии — благоприятный.