Опухоли печени

ГЕПАТОМА

первичный гепатоцеллюлярный рак печени является наиболее частой злокачественной опухолью печени. 80% больных имеют предшествующий цирроз печени (чаще всего на фоне вирусного гепатита В). Гепатит В в 100 раз увеличивает риск развития гепатомы. Имеются данные о роли в развитии первичного рака печени афлатоксина — продукта обмена желтого плесневого гриба, широко распространенного в экваториальной Азии и Африке, также оказывает влияние хроническая алкогольная интоксикация, инфекционные и паразитарные болезни, протекающие с поражением печени.

Особенности течения болезни.  Быстрое развитие асцита, увеличение размеров печени, появление или нарастание желтухи у больного циррозом печени, лихорадка, падение массы тела, боли в верхних отделах живота.

Хирургическое лечение возможно только у 20-30% больных.

Прогноз.  Средняя выживаемость составляет 12 недель; пятилетняя выживаемость после радикальной операции - 15%.

МЕТАСТАЗЫ В ПЕЧЕНЬ

В Европе 90% всех опухолей печени являются метастатическими. Наиболее частой первичной локализацией опухоли, метастазирующей в печень, является:

• ободочная и прямая кишка,
    • молочная железа,
    • желудок,
    • поджелудочная железа.

Характерно преимущественное поражение лимфоузлов, а не паренхимы печени. Клиника: лихорадка, боль в правом подреберье, гепатомегалия, желтуха. Ранняя диагностика метастазов в печень увеличивает продолжительность жизни больного.

ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ

Доброкачественные опухоли печени в большинстве своем — клинически малосимптомные образования, происходящие как из эпителиальной ткани (гепатоцеллюлярная аденома), так и из стромальных (узелковая гиперплазия) и сосудистых (гемангиома) элементов.

Аденомы печени встречаются крайне редко, и их возникновение может быть связано с приемом противозачаточных средств. При обнаружении аденомы показана резекция, так как при ее стремительном росте возможен «разрыв опухоли», повреждение прилегающих сосудов и кровотечение.

Узелковая гиперплазия печени — доброкачественная опухоль, центральная часть которой представлена рубцовой соединительной тканью, а периферическая — видоизмененной тканью на общем фоне здоровой ткани печени. Нередко в опухоли наблюдаются очаги некроза и кровоизлияния, иногда эти опухоли называют «фокальным циррозом».

Гемангиомы, происходящие из сосудистых, преимущественно венозных элементов печени, обычно находят случайно при УЗИ или КТ. Иногда могут быть приняты за метастазы, отличие состоит в разной степени УЗ плотности. Лечение обычно не требуется.